"Страсти по Делюксу - 2"

Новинка 2006г. на рынке автосигнализаций, Pandora DeLuxe, сегодня, в декабре 2007г, стала распространенной позицией в прайс-листах многих российских компаний, занимающихся профессионально установкой и продажей противоугонных систем.

 

Появление этого продукта в 2006г. вызвало настоящую бурю эмоций на рынке. Действительно, продукт вобрал в себя массу ожидаемых профессионалами рынка свойств и очень востребованных функций.

 

Pandora DeLuxe обладает, бесспорно, и на сегодняшний день, самым стойким к потенциальному взлому диалоговым кодом. С другой стороны, в продукте оказалось реализовано столько нового, непривычного консервативным установщикам, что у некоторых возникло устойчивое отторжение...

 

Использование в полноценной (гиперполноценной) двухсторонней охранной системе нового элемента питания, литиевого, вместо привычных солевых или щелочных элементов, побудило ряд "специалистов" рынка нелицеприятно высказаться в сторону оправданности этого решения.

 

Реальный автоматический контроль канала связи с индикацией на проблесковые светодиодные индикаторы (зеленый - все нормально, связь есть, красный - либо нет связи, либо было пропущено тревожное событие), тоже вызвал массу эмоций. Негативных - у тех, кто считал, что кроме дорогущих "суперпейджеров" с функцией контроля канала от старожилов российского рынка, не стоит заново изобретать девайс с подобной функцией.

 

Тахометрический вход, интеллектуальный турботаймер, синхронизированная история событий, доступная для просмотра на брелоке, новые функции и условия автоматического старта двигателя, и т.д. - ну полный набор ненужных "заморочей"  :-)

 

 

Что сегодня, через полтора года после выхода на рынок первых продуктов под этим наименованием, о них говорят разные специалисты и пользователи? Чем объективно грешат современные продукты под маркой Pandora DeLuxe?

 

Прошло время, перестали говорить, мол, вот переживет ваша сигнализация зиму, там посмотрим... пережила и в Москве, и в Сибири...

 

Еще есть настолько консервативные специалисты по противоугонной защите, что из предубеждения перед двухсторонними автосигнализациями, обзывая их "тамогочами", просто абсолютно отказываются воспринимать этот продукт, отдавая предпочтение "более проверенным временем" продуктам. Оно и понятно - там заработок привычнее и проще, надо только культивировать моду на электронный раритет :-)


 

Непревзойденный по сложности командный диалог и множество сервиса, недоступного пользователям других охранных систем сделали свое дело - изделия Pandora DeLuxe популярны и спрос на них непрерывно растет, невзирая на имеющие место нарекания и провокационные заявления некоторых участников рынка.


 

Возможно, одна из причин его успеха в растущей национальной гордости? А возможно, те кто стал работать (имея ввиду установщиков) с этим продуктом, поняв его преимущества и гибкость, больше не хотят работать ни с чем другим...


 


  1. Как обстоят дела с взломоустойчивостью этого продукта?
  2. Какие отличительные особенности есть у этого продукта по сравнению с имеющимися на рынке более массовыми изделиями?
  3. Какие реальные проблемы присущи линейке Pandora DeLuxe, а какие являются следствием конкурентной борьбы или непрофессионального подхода "охаивателей"?
  4. Какова реальная дальность команд и извещения?
  5. Насколько модели Pandora DeLuxe конкурентны по цене?
  6. Какие ожидаются новинки?


 

(1) Противоугонная стойкость Пандор к электронному взлому перестала вызывать нападки и сомнения. Лишь поначалу чего только не говорили/писали, все, кому не лень!


 

Мы подробно раскрыли свои принципы кодирования всем желающим. Одно из последних откровений на эту тему здесь

Однако есть еще любители позлословить в некоторых форумах и забавные публикации на разнообразных сайтах, которые на поверку оказываются афиллированны с некоторыми компаниями, которым этот продукт как кость в горле. Что делать, ведь и не успокоятся - конкуренция путем профанации и дезинформации, к нашему сожалению, распространена в маркетинге автомобильных охранных систем в России.


 

Еще раз коротко напишем о криптостойкости.


 

Диалог системы Pandora DeLuxe состоит из нескольких встречных посылок, длиной по 98 бит, из которых зашифрованная часть 56 бит. Итого, "запрос" - "загадка" - "разгадка" - "подтверждение"; + передача расширенного информационного блока. Причем "загадка" формируется алгоритмом генерации случайного числа с очень линейным распределением.


 

А взлом, даже зная алгоритм шифрования (мы не исключаем утечки алгоритма, от чего не защищены все производители), осложнен необходимостью подбора индивидуального ключа шифрования длиной 80 бит ("2" в 80-й степени комбинаций!). К тому же ключ может быть в любой момент заменен пользователем путем "переобучения" ("приживления") брелоков.


 

Взломать (вычислить ключ шифрования) НЕВОЗМОЖНО, даже если все вычислительные мощности NASA задействовать и тысячи посылок в течение нескольких лет анализировать! Этой стойкости хватит для обеспечения безопасности любого, самого дорогого автомобиля.


 

 


 

(2) Pandora DeLuxe по-прежнему отличается на рынке множеством новаторских решений, хотя некоторые именитые бренды в своих новых продуктах уже успели применить некоторые идеи, самые удачные наши новшества. Ну и пусть, нам не жалко - мы еще навыдумываем!


 


  • Постоянный автоматический контроль возможности доставки тревожного извещения дает знать владельцу, когда он вышел с брелоком из зоны устойчивой связи с передатчиком RF-модуля сигнализации, установленного на автомобиле.


    Причем это извещение настраиваемое - от звучания сигналом "тревога" с виброизвещением, до молчаливого переключения проблескового индикатора с "зеленого" на "красный". Любая попытка зашумления рабочей частоты в эфире, которая приводит к неизвещению на брелок о тревожном событии любой другой системы, воспринимается Pandora DeLuxe как тревожное событие. Это приведет к звучанию сигнала "потеря связи", через 60-90 секунд после постановки помехи. И уже дело владельца, что делать с этой информацией, - бежать ли посмотреть на автомобиль, или проигнорировать, имея в виду большую удаленность от автомобиля и присутствующие в эфире помехи.
  • Непревзойденная информационная насыщенность системы, позволяющей раздельно отображать самое большое количество тревожных и служебных событий на экране дисплея брелока. Например, отображение значений температуры в салоне, и температуры двигателя автомобиля. Кстати, количество отображаемых сегментов на дисплее - 80, что на сегодня тоже является рекордом для двухвейных систем, с символьными ЖК-ндикаторами.
  • Запоминание базовым блоком системы тревожных событий с указанием зоны (типа события) и временем его совершения.

    Есть только еще одна противоугонная система, от российского же производителя, позволяющая узнать историю событий, правда, очень ограниченно. Но Pandora DeLuxe позволяет не только пролистать на экране брелока события, которые приняты брелоком, (ведь может так случиться, что брелок был за пределами зоны связи с автомобилем), но и получить автоматически всю историю событий с автомобиля, как только связь с автомобилем будет восстановлена. Удобно и очень полезно!


    Есть масса случаев, когда вам это может быть полезно, например, повреждения автомобиля на удаленной парковке. Вы не только будете оповещены о повреждении, перед тем как уедете, но и будете знать точное время события. Будет возможность предъявить претензии охране, назвав время сработавшего шок-сенсора. Часто бывает, что если повреждение не слишком большое или находится не со стороны водительской двери, уезжаете - а потом гадаете когда, где вы это "заработали".


    А специалисту в автосервисе эта функция поможет грамотно настроить датчики, в случае жалоб владельца автомобиля на слишком частые тревоги. При помощи компьютера и простенького устройства в распоряжении специалиста окажется расширенный протокол с двадцатью последними событиями, а на брелоке отображаются только важнейшие последние десять событий.
  • Встроенные датчики удара/движения/наклона, реализованные на интегральном акселерометре.


    При всей очевидности преимуществ использования в качестве датчика новомодных интегральных акселерометров (датчикв ускорения, на несколько координат, выполненных в миниатюрном корпусе, как микросхема), это решение даже в современных автосигнализациях встречается крайне редко, заставляя доверяться всевозможным контактно-механическим и пьезоэлектрическим архаичным устройствам. Либо заставляя докупать подобные датчики, которые не так уж и дешево стоят, поскольку для их нормальной работы нужен еще и контроллер, а контроллеру нужен стабилизатор и т.д.


    Удивительно, но факт, эти датчики продаются по цене недорогих автосигнализаций, несколько десятков долларов). А в Pandora DeLuxe все это размещено в базовом блоке и обработка ведется тем же контроллером, который ведает основными охранными функциями и шифрованием, позволяя дистанционно регулировать и адаптивно подстраивать чувствительность в зависимости от режима сигнализации.
  • Возможность управления кодовыми реле скрытой блокировки поднимает класс охранной системы по противоугонной стойкости. Причем система может управлять пятью кодовыми реле одновременно (типа BM-102/103), а код реле - динамический и сложный.


    К слову сказать, некоторые "мэтры" российского противоугонного дела, обзавелись динамическим кодом впервые только во второй половине этого года, уповая на статические коды смешной длины, реализация которых радикально проще, что престало быть реальным препятствием для продвинутых угонщиков уже как несколько лет.
  • Возможность управления электрическим замком капота при помощи кодового реле капота HM-05. Это также поднимает класс охранной системы.
  • Возможность управления сигнализацией ключами i-Button (Touch Memory), в том числе заменяя ими кнопку Valet. Это также поднимает противоугонные свойства охранной системы, ее класс.
  • Встроенный анализ оборотов двигателя через тахометрический вход дает возможность реализовать на новом уровне корректную "отсечку" стартера при запуске двигателя - выключить стартер вовремя, не допуская порчи стартера запущенным двигателем. Также возможно сделать систему контроля оборотов холостого хода, так необходимую при дистанционном и автоматическом запуске двигателя.


    Эта же функция позволила создать "интеллектуальный турботаймер" - незаменимую вещь для турбированных автомобилей. Обычные ";турботаймеры" часто встроены в сигнализации с функциями дистанционного запуска двигателя, но работают грубо, после вытаскивания ключа из замка зажигания заставляют двигатель работать установленное время - обычно одну или две минуты. А в Pandora DeLuxe обороты двигателя анализируются непрерывно, вычисляя время, необходимое для оптимального охлаждения турбины в зависимости от режима эксплуатации. Т.е. если автомобиль ехал в докритичеких режимах, то время поддержки зажигания после вынимания ключа будет минимально. А если автомобиль после интенсивной езды остановился и длительное время работал на оборотах близких к холостым, то после вынимания ключа из замка, двигатель будет остановлен немедленно. Удобно? Мы старались :-).


    Главное - "все в одном флаконе" при высочайшем уровне технической реализации.
  • Возможность совместной работы с диалоговыми иммобилайзерами Pandect IS 470/475/477, что дает возможность реализовать режим Hands Free, т.е. автоматическое снятие системы с охраны при приближении к автомобилю владельца, у которого находится "карточка" иммобилайзера.


    Соответственно, автоматическая постановка на охрану при удалении от автомобиля. Причем иммобилайзеры этой серии включают свои блокировки только при наличии движения, давая возможность дистанционного запуска двигателя, не прерывая противоугонной функции.
  • Возможность программирования через компьютер, используя специальный USB-модуль, и специальное программное обеспечение. Более того, сейчас пользователи могут самостоятельно обновлять версии софта в своих сигнализациях. Софт и свежие прошивки доступны на этом сайте.

 

 

Это далеко не полный перечень ярких отличительных свойств Pandora DeLuxe перед абсолютным большинством автосигнализаций, включая практически все много более дорогие модели, присутствующие на рынке.


 

 


 

(3) Какие реальные проблемы присущи продукту, а какие являются следствием конкурентной борьбы или неквалифицированных оценок?


 

Запуск столь новаторского продукта, естественно, сопровождался множеством суждений со стороны рынка, в целом заинтересованными и дружелюбными, иногда - критиканскими. За что только не цеплялись, что было правдой, что беспричинными истериками, теперь уже и вспомнить тяжело.


 

Продукты должны развиваться, и за полтора года было переработано в программах брелока и базового блока очень-очень много, как минимум, размер программ чуть ли не удвоился в сравнении с первыми версиями продукта.


 

Но абсолютное большинство изменений было сделано не по причине каких-либо обнаруженных проблем, а в ответ на конструктивные предложения энтузиастов и профессионалов противоугонного дела. Многие из них впервые получили возможность поработать с изделиями, так, что когда они вносят предложение, а версия продукта, с внесенным предложением, появляется через считанные недели уже в продаже. Хочется сказать огромное спасибо, десяткам или даже сотням людей из разных городов России, которые идейно вложились в тот продукт, которым он стал сегодня - считаем, самым совершенным, удобным, универсальным из имеющихся на российском и мировом рынке автосигнализаций.


 

В ранних изделиях до весны 2007 использовался ЖК-индикатор брелока, который обладал недостаточной контрастностью и небольшим углом обзора, за что нам хорошенько доставалось от наших потребителей. Эта проблема была решена нами, и мы имеем теперь индикатор, который по контрастности и углу обзора, а так же температуре замерзания не уступит ни одной автосигнализации в мире, а возможно, является по этим характеристикам лучшим. Всего-то потребовалось основательно разобраться в материалах, которые используются для производства ЖКИ и найти компанию, которая способна смешать материалы так, как их заказали наши инженеры. Это оказалось не просто... 90% производителей индикаторов просто не умеют работать с материалами, которые работают при низких напряжениях (2,3 - 2,8 вольт) и обеспечивают хороший угол обзора и хорошую контрастность в диапазоне питающих напряжений.


 

Другая проблема, которая заставила нас понервничать, была со временем жизни батареи питания. При разработке мы сходили из емкости литиевого элемента питания типа CR2450 приблизительно в 550-650 мА/ч. И получалось, что в режиме реальной эксплуатации (5 циклов постановки-снятия с охраны в сутки, и непрерывный дежурный режим) емкости элемента должно хватать на год, а то и полтора непрерывной работы.


 

Очень скоро отклики от владельцев нас заставили углубиться в эту проблему. Кто-то утверждал, что три месяца всего жила батарея. Причин оказалось несколько, но главная была в изменении производителем микроконтроллера брелока выходных цепей, которые отличались от контроллеров, на которых эта система писалась и тестировалась.


 

Контроллер брелока 16LF946 был взят нами в 2006г. "с пылу, с жару", когда еще шли только установочные партии, и производитель, компания Microchip, продолжая работать над своим продуктом, внесла изменения, которые привели к "подсосу" тока через выходы портов. Как только проблема была опознана - проблема была решена за несколько минут работы инженера с программой. В настоящее время реальные отклики с рынка почти подтверждают наши расчеты. Время жизни в реальной эксплуатации составляет 6-10 месяцев. И зависит во многом от того, как часто будет срабатывать тревога. Идеология изделия такова, что в режиме индикации тревоги об энергопотреблении не думать. Включается и звуковой извещатель, и вибромотор, пожирая за каждую "тревогу" энергию двух недель нормальной работы.


 

 

Но есть и проблема, которая до сих пор нами не побеждена полностью, и которая зачастую втаптывает в грязь все великие достижения, премудрости и преимущества Pandora DeLuxe. Имя проблеме - зашумленность эфира в диапазоне 434 MHz.


 

Этот диапазон используется различными устройствами дистанционного управления, автосигнализациями, пейджерами, любительскими радиостанциями, и до недавнего времени мало чем отличался от других участков УКВ-эфира, не занятых теле- или радиотрансляциями. Одновейные сигнализации и штатные системы управления центральным замком автомобилей мало изменили обстановку, малая мощность передатчиков, довольно короткие посылки в эфире, практически друг другу не мешали.


 

Но двухсторонние сигнализации, начавшие вытеснять одновейные системы, буквально за несколько последних лет заняв более 70% рынка автосигнализаций вообще, превратили эфир этого диапазона в разноголосую какафонию, в которой пробиться со своим сигналом бывает очень тяжело.


 

Представьте себе парковку, например, перед комплексом ИКЕА, МЕГА, АШАН. Тысячи автомобилей непрерывно подъезжают, уезжают, ставятся и снимаются с охраны, излучая при этом в эфир многосекундные трели оповещений.


 

И передатчики этих сигнализаций отнюдь не "одновеевские" 5-10 мВт, а 500-600 мВт минимум! А у кого-то неправильно настроен шок-сенсор и сигнализация на несколько минут заводится непрерывной тревожной трелью в эфир. Самое смешное, что в этой какафонии, брелок владельца, мирно расхаживающего в сотне метров по магазину, все равно принять ничего не может. Берешь приемник, настроенный на этот диапазон, слушаешь... паузы не находишь вообще!


 

Проблема стала катастрофической буквально за последний год. И самое страшное, что сопровождается уродливыми попытками борьбы за дальность связи путем поднятия мощности передатчиков и брелока и модуля передатчика на автомобиле. Уже нередко встречаются очень популярные сигнализации с широкополосными трактами и мощностью передачи больше одного ватта, а совсем недавно встретили "чудо" очень известного в России бренда, с мощностью почти 2,5 Вт! Куда может завести жадность людей в попытке "перекричать" конкурентов?


 

А самое обидное состоит в том, что эта проблема гиперзашумленности эфира сильнее всего бьет по нашей Pandora DeLuxe с ее многократно более долгой в эфире процедурой диалоговой авторизации. Наши посылки в эфире длятся чуть не в десять раз длиннее, чем динамические коды других систем, и помеха, испортив всего один бит информации приводит к отказу в авторизации.


 

Что мы только не сделали в борьбе за устойчивость канала управления в условиях помех - ввели множественные запросы при порче предыдущей посылки, ввели анализ эфира перед началом передачи в попытке отсрочить начало сеанса, пока в эфире есть мощная помеха. Сейчас система делает девять попыток провести диалоговый сеанс перед тем, как известить владельца о его невозможности.


 

Многие замечают эти задержки, и списывают это на "тормознутость";, или хуже того, ";глючность Пандоры". Просто ножом по сердцу! Особенно большие задержки возникают тогда, когда диалог многократно завязывается, но помехи портят "подтверждение" или "отгадку", заставляя заново проходить "запросы", "загадки"... И ведь ничем не поможешь - каждый сеанс уникален, с генерацией случайной новой "загадки".


 

Бывает, что команда системой выполняется, но брелок не показывает принятое извещение (не показывает изменение состояния). Виною тому испорченный расширенный протокол, принимаемый после процедуры диалоговой идентификации, в котором передаются и температура двигателя/салона, и история событий и состояние датчиков, длинною около 300 бит, а сам диалог получается 98*3 (запрос-загадка-разгадка) итого почти 600 бит уникального кода.


 

Для сравнения, сигнализации, использующие кодировку Keeloq, чаще всего довольствуются 64-66 битами для авторизации команды. К нашему сожалению, широкополосный тракт и столь сложный диалог мало совместимы в сложившейся помеховой обстановке. Так и объясняются задержки и периодическая необходимость повторного нажатия командных кнопок в некоторых местах городов, где припарковано много автомобилей или рядом находятся объекты, охраняемые ЧОПами, использующими радиостанции этого диапазона с их многоваттыми передатчиками и неуемным желанием непрерывно обмениваться новостями.


 

Вот и получается, что наша сложнейшая, совершенная и вылизанная в абсолютном большинстве компонентов система с неприступным диалоговым кодом испытывает трудности с управлением системы с брелока там, где другие системы проблемы почти не чувствуют. Их простенькие, многократно повторяющиеся коды проскакивают в паузы чужих трелей запросто, может чуть дольше надо всего-то лишь кнопку подержать. К нашему сожалению, решения алгоритмическими методами данная проблема более не подлежит, мы выжали алгоритмически из этого радиотракта все что могли. Хотя и по "железу" радиотракт Pandora DeLuxe даже сейчас более совершенен, чем тракт большинства современных самых известных автосигнализаций в России, продаваемых десятками тысяч каждый месяц.


 

Совет пока один, если вы согласны терпеть периодические задержки в авторизации команды посланной с брелока, в обмен на сервис и абсолютную неприступность диалогового кода - пользуйтесь всеми преимуществами системы и получайте от этого сервиса удовольствие. Если 1-2 секунды задержек или необходимость повторять команды "бесят" - не теряйте время, ставьте продукты попроще, предложений полно, и задержек при исполнении команд не будет. Только уверенности в том, что в ваш автомобиль, находящийся всего в нескольких десятках метров от вас, прямо сейчас, никто не залез, использовав простейший сканер сможет гарантировать только еще пара российских продуктов на рынке, впрочем, радикально более дорогих и с прилично более слабыми сервисными возможностями. Вот такой маркетинговый выбор для частных пользователей.


 

 

(4) Какая все-таки дальность связи, непрерывно спрашивают люди, которые выбирают сигнализацию. А в ответ получают от грамотного человека весьма уклончивые ответы.


 

Дело в том, что дальности у системы Pandora DeLuxe получается три: дальность командного канала (от брелка к машине), дальность канала извещения (от машины к брелку), и дальность тревожного извещения (при тревожных событиях, сигнал от машины к брелку). Понятно, что дальность от брелка к машине всегда будет меньше, чем от машины к брелку, ведь антенна брелка намного меньше, чем антенна основного блока сигнализации, установленного в машине. Конечно, и энергии в распоряжении брелка всего лишь батарейка, а в машине аккумулятор.


 

У среднего в серии экземпляра Pandora DeLuxe 1000 или 1500(i) дальность команд "в поле" будет 350-500 м, а в городе в зависимости от уровня помех, команды будут исполняться с расстояния 100-250 м.


 

Тревожные же извещения, ввиду их небольшой длины, недиалоговой структуры и большого количества повторений в эфире, будут приниматься "в поле" 1500-3500 м, а в городе, довольно надежно на расстоянии 700-1500 м. Даже если индикатор зоны покрытия мигает не "зеленым", а "красным", оповещение на указанном расстоянии вероятнее всего все равно пробьется, поскольку проверочный сигнал однократен, а тревожное извещение многократно повторяется, повышая вероятность приема многократно.



 

(5) Нас часто спрашивают, почему Pandora DeLuxe дороже, чем основные аналогичные изделия, двухсторонние сигнализации других брендов?


 

На это ответить легче всего. Коротко - Pandora более чем конкурентна по цене.


 

Во-первых, практически не дороже, вровень с самыми популярными сигнализациями. Во-вторых, аналогов нет, а близкие по свойствам изделия (точнее, одно) в несколько раз дороже. В-третьих, для корректного сравнения по цене стоит вникнуть в комплектацию Пандоры и сравниваемых изделий. В комплекте Pandora DeLuxe 1500i: встроенные датчики (движения, удара, наклона), модуль автостарта с тахометрическим контролем, два термодатчика, провода для датчиков и ключей i-Button (TM), кожаный чехольчик и т.д.



 

(6) Вот так живет и чувствует себя сегодня, пожалуй, самый сложный продукт на рынке автосигнализаций Pandora DeLuxe, со своими многочисленными плюсами и несколькими недостатками.


 

А пока близится конец года и обещанная Pandora DeLuxe 2000.


 

Долго мы ее делаем, но уверены в том, что она, сохранив и расширив возможности 1500 серии, избавит от неудобства ожидания ответа системы при высоком уровне помех.


 

Используется QFSK модуляция, реальная многоканальная связь, автоматическая смена канала при помехах на текущем канале. Удалось увеличить дальность надежной связи, как на извещение, так и на команды в реальных городских условиях, вряд ли кто сможет похвалиться теперь городской дальностью лучше нашей Pandora DeLuxe 2000.


 

Лидеры:

Новинки: