Поиск товара:
07.03.2008 С праздником, дорогие женщины!!!Как дамы садились за руль-ретроспектива

Первой женщиной, попытавшейся самостоятельно управлять машиной, была Берта Бенц – жена одного из изобретателей автомобиля. Принято считать, что она вместе с двумя сыновьями совершила дальнее путешествие на экипаже, построенном супругом. Вскоре у фрау Бенц появились последовательницы в Европе и Америке – слабая половина человечества всерьез взялась за автомобиль.

Законодательницами моды, как водится, стали француженки. Одной из первых диплом механика получила герцогиня Д’Юзес. Это случилось в конце ХIХ века. А ее соотечественница – баронесса Силен де Нейвель (урожденная Елена Ротшильд) – в 1898 году с успехом приняла участие в пробеге Париж – Амстердам под псевдонимом Снайль. Но самой известной французской автомобилисткой была мадам Камилла дю Гаст, герои­ня пробега Париж – Мадрид – самого драматичного из состязаний своей эпохи! Она смогла добраться до Бордо, где соревнования были прерваны.

Попадались среди женщин-автомобилисток и те, кого сегодня принято называть творческой интеллигенцией. Здесь стоит отметить французскую актрису Анну Гельт. Не стоит удивляться, что среди первых дам-шоферов оказалось много представительниц высшего общества, для которых самодвигатели были не более чем хобби, ведь авто – вещь дорогая.

Одна из самых известных гонщиц начала прошлого века – англичанка Доротея Левитт.

Она выиграла Кубок Гастона Менье в Трувилле, в 1903 году взяла приз тысячемильного Reliability Trials, затем выиграла серебряный кубок в соревнованиях в Сауспорте и установила два женских мировых рекорда (в 1905 и 1906 годах). Кроме того, в ее коллекции золотой жетон и кубок Германского автомобильного клуба за победу в пробеге длиной 1818 км, в котором стартовало 172 участника. К этому списку стоит добавить победу в гонках в Гальоне в 1907 году, золотой жетон принца Генриха в германских соревнованиях 1908 года и множество других наград. Даже среди гонщиков-мужчин немногие могли похвастаться таким количеством наград!

Среди английских спортсменок можно отметить Изабеллу Савари – одну из первых женщин-механиков Великобритании, баронессу Кембль де Лоренц – первую женщину-шофера, миссис Ассгетон Гарборд, которая кроме автомобиля управляла еще и аэропланом. Именно в Англии автомобиль стал настолько популярным среди дам, что в 1903 году там даже образовался клуб шоферов-женщин. Спустя десять лет в нем состояло почти 500 автомобилисток разного возраста.

В 1908 году на автодроме в Бруклине были устроены автомобильные гонки для женщин Ladies Special Bracelet Handicap, где стартовали пять участниц из клуба. История сохранила их имена: миссис Лок Кинг, мисс Мюриэль Томпсон, мисс Кристабель Эллис, мисс Райдж Джонес и миссис Роланд Гевитт. Победила Мюриэль Томпсон, показавшая скорость 80 миль в час.

Словом, неудивительно, что уже задолго до Первой мировой войны дама в автомобиле перестала быть редкостью в Великобритании. Причем настолько, что женщины даже служили шоферами в армии. Русский военный атташе в Париже граф Алексей Игнатьев во время одной из поездок в Лондон был весьма удивлен, что присланным за ним автомобилем управляет женщина в военной форме. Его удивление возросло многократно, когда он увидел, с каким мастер­ством она это делает!

КОГДА-ТО В РОССИИ Нужно сказать, что любительницы машин были и в России. В 1898 году пресса с восторгом писала о том, что известная велосипедистка г-жа Коцентская в «предстоящем сезоне перейдет в разряд автомобилисток». А 13 марта 1902 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялся «конкурс на ловкость управления автомобилем». Кроме прочего оценивались удобство и изящество самого экипажа. Среди победителей – г-жа Гильгендорф, выступавшая на двухместном паровом автомобиле московской марки «Дукс». Если верить прессе, то именно этой участнице досталась большая часть аплодисментов болельщиков.

Другая русская автомобилистка – Е. П. Самсонова – также была в числе призеров на весьма необычных и интересных соревнованиях, которые проходили в сентябре 1913 года и официально именовались «Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге». Эти состязания проходили под эгидой Военного ведомства и должны были выявить способность автомобилей передвигаться по пересеченной местности. Старт был дан под Москвой в четырех верстах от Серпуховской заставы. Спортсменам предстояло без посторонней помощи преодолеть разбухший от дождей проселок, овраг с небольшой речкой, крутой подъем, а затем проехать по руслу реки. Далеко не всем из 14 участников удалось справиться с заданием. «Хапмобиль» Самсоновой прошел дистанцию за 8 минут 13 секунд.

Не менее известной спортсменкой была и член Московского автомобильного общества М.В. Любушкина. В том же 1913 году она совершила на своем «Лорен Дитрихе» в 22 л.с. поездку по Австрии, Голландии, Бельгии, Германии и успешно вернулась в Россию, пройдя более 4 тыс. верст. Участвовала в дальних поездках и Л.А. Нагель – жена редактора журнала «Автомобиль» А. Нагеля.

Как и во многих странах Европы, в России проходили женские соревнования, регистрировались рекорды. Наивысший результат был показан в гонке 14 мая 1913 года г-жой Римской-Корсаковой. Тогда ее «Воксхолл» прошел версту за 34 и 3/5 секунды, что равно скорости 104,5 версты в час. А последние дореволюционные соревнования с участием женщины состоялись 11 мая 1916 года. Тогда в гонке на версту стартовала уже знакомая нам г-жа Самсонова. Рекорды она, правда, не побила, показав весьма скромный результат – 53 и 2/5 секунды. При всем при том нужно помнить, что автомобилей в России было сравнительно немного, поэтому и женщин-водителей можно было пересчитать по пальцам.

СОВЕТСКИМ ДАМАМ ЭТО ПО ПЛЕЧУ В СССР 30-е годы ознаменовались массовым стремлением женщин стать профессиональными водителями. Ничего удивительного в этом нет – автомобиль становился более привычным явлением, чем раньше. Привычным было и желание многих представительниц слабого пола доказать, что они ни в чем не уступают мужчинам (достаточно вспомнить дальние перелеты советских летчиц, рекорды трактористок и стахановок, поражавшие весь мир). Не секрет и то, что именно 30-е стали временем рекордомании, когда в СССР старались «догнать и перегнать» западные страны во всем, в чем только можно.

Поначалу стремление женщин получить профессию водителя вызывало недоверие и удивление: «Разве под силу женщине такая специальность, как шофер? Их обучение только напрасная трата средств!» Так или почти так рассуждали многие ответственные работники, в том числе те, от кого зависел прием на водительские курсы. Тем не менее женщин-водителей становилось все больше и больше. Для них по инициативе ЦК профсоюза шоферов Москвы и Ленинграда был даже организован специальный автопробег. Разумеется, отбирали лучших из лучших.

Пробег стартовал 30 июля 1936 года, а участие в нем приняли 15 автомобилей «ГАЗ-А», экипажи которых были сплошь женскими. Всего в пробег ушли 45 женщин: водители, механики, слесари, контролеры, врачи, журналисты, техники по резине и даже кинооператор. Командором назначили А. Волкову. Был, как полагалось, и политрук – С. Орлова.

Маршрут пролегал из Москвы в Петропавловск, оттуда – к Аральскому морю, затем на Киев и назад в Москву. В общей сложности свыше 10 тыс. км через уральские перевалы, солончаковые степи Казахстана, пески Малых Каракумов, леса Белоруссии и Украину. Самой старшей из участниц пробега исполнилось 34 года, самой молодой – 20. Беспримерное путешествие продолжалось 60 дней. Два месяца в тяжелейших условиях советские женщины выдержали с честью. После возвращения десять участниц пробега были награждены орденом «Знак Почета» и 35 – Почетными грамотами ЦИК СССР.

После этого профессии водителя и механика стали еще более популярны. Повсеместно на водительских курсах начали создавать женские группы. Часто они не могли вместить всех желающих. Так, в автошколе при текстильном комбинате Костромы на 60 вакансий было подано 100 заявлений, а в городе Мары Туркменской ССР на 50 мест претендовали 63 соискательницы. Костромской горком ВЛКСМ был вынужден организовать обучение более чем 500 девушек, пожелавших освоить профессию шофера. Дошло до того, что 25 октября 1939 года Наркомат автотранспорта СССР издал приказ, обязывающий руководителей курсов принимать в число слушателей не менее четверти женщин. В результате число женщин-водителей среди выпускников, получивших права, возросло с 5,9% в 1939 году до 12,3% в первом полугодии 1940-го.

На некоторых автомобильных предприятиях работали целые женские колонны. На автобазе Московского почтамта, например, такая колонна существовала с 1936 года, а уже в 1939-м там работали 130 женщин-водителей. Причем, по признанию администрации предприятия, они зачастую выполняли свою работу более умело, чем мужчины. Среди женщин-водителей были настоящие мастера своего дела, которые могли на равных состязаться с мужчинами. За отличную работу их награждали орденами и медалями.

Так завоевывали наши соотечественницы право быть за рулем.

Константин Шляхтенский