Поиск товара:
09.11.2007 Интеллект на дороге - Новейшие системы видеонаблюдения предотвратят ДТП и найдут угнанную машину

Извечная российская проблема «дороги и дураки» в ближайшем будущем перестанет портить жизнь водителям и пешеходам. Разработчики интеллектуальных систем дорожной безопасности прогнозируют, что в течение нескольких лет наблюдение за дорогами столицы станет полностью автоматизированным. Новые интеллектуальные системы позволят не только определять факт нарушения правил дорожного движения и ДТП, но и получать информацию об автомобиле, находить водителей, скрывшихся с места происшествия, а также определять характеристики дорожного движения.

Ежегодный отчет ГИБДД от 10 октября, в котором приводилась статистика аварийности в РФ за девять месяцев 2007 года, показал важность повсеместного внедрения системы «умного» контроля ситуации на дорогах. Ведь только за этот период в стране зафиксировано более 170 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 23 615 человек, а 214 824 человека получили ранения. Около 12 тыс. аварий произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, а примерно 30 тыс. ДТП — по вине пешеходов. За указанный период произошло 18 540 ДТП с участием детей, в которых 900 детей погибло, а около 20 тыс. получило ранения. Чудовищные цифры обнародованной статистики демонстрируют несостоятельность действующей системы поддержания безопасности на дорогах.

Именно поэтому в ближайших планах дорожно-постовой службы внедрение систем интеллектуального видеонаблюдения, позволяющих фиксировать малейшие нарушения. «Система контроля дорожного движения «Авто-Интеллект» может распознавать регистрационные номера автомобилей и сравнивать их с любой базой данных, например номеров, числящихся в угоне, определять скорость и тип конкретного транспортного сред­ства, а также вести учет характеристик автомобильных потоков, определять загруженность дорожного полотна, нарушения правил и наличие пробок», — рассказала РБК daily Алена Геклер, исполнительный директор компании ITV, разработчика системы «Авто-Интеллект».

Например, с помощью камер, установленных над трассой, система определяет среднюю скорость движения потока, подсчитывает количество проехавших по каждой полосе машин, а также классифицирует их по типам: грузовой автомобиль, легковой, автобус, мотоцикл. Таким образом, автоматически рассчитывается загруженность трассы, и эта информация может быть немедленно представлена в ГИБДД и дорожные службы. «Авто-Интеллект» также находит применение на предприятиях и в бизнес-центрах, где благодаря распознаванию номеров осуществляется автоматический контроль проезда автомобилей на территорию.

Средства на установку нововведения уже учтены в федеральной программе обеспечения безопасности дорожного движения. В первую очередь автоматические системы видеонаблюдения по­явятся в Москве, численность автопарка которой приближается к угрожающему показателю 4 млн. Результаты программы компьютеризации дорожной службы жители Москвы смогут увидеть уже в 2012 году. Независимые приборы будут работать на трассе без сотрудников ГИБДД, что позволит избежать конфликтных ситуаций между водителями и работниками постовых служб. Ведь оспорить нарушение, зафиксированное до метра и секунды, достаточно сложно. К тому же интеллектуальные системы позволят более эффективно бороться с попытками скрыться с места ДТП: шансов уйти от ответственности будет гораздо меньше, так как система зарегистрирует факт нарушения, номер автомобиля и передаст его постам ГИБДД.

«Система работает в автоматическом режиме, что фактически устраняет человеческий фактор, когда нарушение оста­ется безнаказанным из-за отсутствия постового на данном участке дороги или просто из-за невнимательности работников ГИБДД. Зафиксированные системой события сохраняются в базе данных, что не дает водителю возможности уйти от ответственности», — говорит Алена Геклер.

В результате интеллектуальные технологии позволят контролировать движение на всех участках дорог, будь то оживленные многокилометровые трассы, сложные перекрестки или узкие улочки в спальных районах. Информационные системы нового поколения анализируют ситуацию на дороге и сигнализируют об опасности ДТП и правонарушениях, а также выявляют в движущемся потоке угнанные автомобили. «Такие системы показали свою эффективность во всем мире, — рассказала РБК daily президент Агентства социальной безопасности Ольга Неделина. — Ведь задача сотрудников постовых служб — инспекция дорожного полотна на предмет безопасности движения, выявление потенциально опасных ситуаций и предупреждение водителей. А вот фиксация правонарушений входит в юрисдикцию бесстрастных систем видео­наблюдения».

По мнению разработчиков интеллектуальных систем, переход на более высокий уровень информационного контроля над дорожной ситуацией поможет суще­ственно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, уменьшив для россиян риск попасть в статистику аварийности. «Конечно, самыми эффективными средствами борьбы с возрастающим количеством ДТП являются самодисциплина и взаимоуважение водителей и пешеходов и неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, — отмечает консультант РОО «Взаимопомощь»+ Василий Ефремов. — Но внедрение систем видеонаблюдения в комплексе с оперативной работой ГИБДД, безусловно, улучшит ситуацию на дорогах».

ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК